Главная
Народное Собрание России
гражданская инициатива 
Регистрация

Вход
Тамбовская область
Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 20.05.2024, 16:38
Меню сайта

Наш опрос
Оцените сайт Народного Собрания Тамбовской области
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Октябрь » 9 » КУДРИНА – В РАСХОД
22:21
КУДРИНА – В РАСХОД
 
Отставка Кудрина стала долгожданным, но все ж неожиданным консолидирующим фактором для значительной части общественно-политического спектра, включая системную оппозицию

      Комментарии Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
       Отставка ближайшего сподвижника Владимира Путина, вице-премьера и главы Минфина Алексея Кудрина, которая последовала фактически незамедлительно после его слов о том, что он не видит себя в будущем правительстве под началом Дмитрия Медведева, оказалась настоящей сенсацией недели, едва не затмившей в информационном пространстве новость о возвращении Владимира Путина в Кремль в 2012 году. Пожалуй, трудно найти в стране хоть сколько-нибудь заметную публичную фигуру, которая не прокомментировала бы это событие так или иначе.
        Весьма симптоматично, что по отношению к отставке Алексея Кудрина парламентские партии проявили трогательное единодушие: можно сказать, что уход Кудрина стал долгожданным, но все же неожиданным консолидирующим фактором для значительной части политического спектра, включая системную оппозицию. «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» единодушно приветствовали решение Дмитрия Медведева снять Кудрина с поста министра финансов.
        Что касается единороссов, то с их стороны претензии к Алексею Кудрину накапливались годами, и теперь спикеры от «партии власти» не скрывают своего торжества по поводу состоявшейся отставки. В свою очередь, коммунисты, давно уже выступающие за отставку министра финансов, даже предложили устроить праздничный фейерверк над Москвой. Не скрывают своего удовлетворения лидеры «Справедливой России», традиционно выступающие за усиление социальной направленности бюджета страны. По-своему обрадовались этому даже в «овдовевшем» после ухода Михаила Прохорова «Правом деле», в котором не исключают возможности со временем предложить Кудрину стать председателем партии.
       «Раз на Западе его считают лучшим министром, мы понимаем, что на самом деле это означает для России, – сформулировал консенсусную оценку Владимир Жириновский. – Характеристика Западом Кудрина как лучшего министра финансов – самое веское основание для отправки в отставку».
       И в самом деле, рупоры западных интересов не заставили себя долго ждать: от солидных зарубежных изданий, поспешивших назвать увольнение Кудрина «самой большой потерей России», лишившейся «фискального ястреба и верного защитника экономических реформ», – до Анатолия Чубайса, заявившего, что в правительстве был только один профессионал, да и тот теперь уже бывший министр финансов. Впрочем, поддержка со стороны абсолютного лидера национального антирейтинга Чубайса, как известно, сродни симпатии сексуальных меньшинств – в России от них вреда имиджу гораздо больше, чем пользы, и дальновидный политик почтет за благо от такой хвалы благоразумно дистанцироваться.
       Между тем обращает на себя внимание то весьма значимое обстоятельство, что отставка вице-премьера и федерального министра-«ветерана», которого согласно российскому законодательству президент вправе лишить должности только по представлению главы правительства, состоялась в непривычно скандальном публичном формате, охарактеризованном наблюдателями как «публичная порка». За все время президентства Дмитрия Медведева это, пожалуй, второй подобный случай, который можно поставить в один ряд лишь с «отрешением» Юрия Лужкова. Хотя чиновников и политиков из категории «тяжеловесов» действующий президент за четыре года отправил в отставку в избытке, никто из них не уходил с такими резкими комментариями и оценками, которые трудно совместить с нормами бюрократического этикета.
       Чиновник-долгожитель с огромным аппаратным опытом (Кудрин работал министром финансов с мая 2000 года, занимая этот пост дольше, чем все его предшественники в современной России вместе взятые), Алексей Леонидович вполне сознательно пошел на критическое обострение ситуации. Во-первых, он не просто заявил, что не войдет в правительство, которое сформирует Медведев после ухода с поста президента, без малого за восемь месяцев до того, как подобный выбор мог стать для него актуальным. Более того, когда Медведев дал ему возможность выйти из двусмысленного положения (президент предложил Кудрину поддержать его курс и подтвердить, что он, Кудрин, в команде, либо подать в отставку), Кудрин ответил политической дерзостью. Любой человек, занимающий высший государственный пост в стране, просто не имеет права пропустить такое без фатальных для себя репутационных последствий.
       Во-вторых, объявление Кудрина об отставке беспрецедентно и тем, что в новейшей истории России чиновники подобной весовой категории не уходят со своих постов добровольно, а дожидаются (порой балансируя между трагедией и фарсом, как Юрий Лужков) решения высшей власти. Последним ключевым должностным лицом, добровольно подавшим в отставку, стал Александр Волошин, ушедший с поста руководителя Администрации президента в 2003 году, после ареста Михаила Ходорковского (но уход Волошина с этой должности был принципиально предопределен тем, что он не входил в «ближний круг» Владимира Путина).
       В-третьих, озвученная Кудриным мотивация его решения – несогласие с беспрецедентным ростом военных и социальных расходов – выглядит откровенно притянутой за уши. Такое заявление было бы уместно, к примеру, год назад, 22 сентября 2010 года, когда президент Дмитрий Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию говорил о завершении в ближайшее время разработки государственной программы вооружения и федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса России на 2011–2020 годы. Или 13 декабря 2010 года, когда, в свою очередь, уже глава Правительства Владимир Путин поставил задачу завершить разработку десятилетней госпрограммы вооружения (ГПВ) до конца года. Или 31 декабря того же года, когда программа была утверждена в объеме более 20 триллионов рублей. Наконец, 18 марта 2011 года, когда Дмитрий Медведев анонсировал эти планы на заседании коллегии Министерства обороны.
       Стоит ли уточнять, что на всех этих этапах программа проходила согласование с участием Минфина и что под этим документом стоит, среди прочих, подпись министра финансов Кудрина? Однако г-н Кудрин не воспользовался столь многочисленными и вполне уместными поводами, чтобы публично заявить о несовместимости своих принципов с целевыми установками политического руководства страны. Свои сомнения на этот счет он обозначил лишь в интервью зарубежным СМИ за неделю до своей отставки, заявив, что утвержденные Кремлем расходы на оборону за следующие 10 лет «съедят 20 триллионов рублей, а гарантированного источника для покрытия таких расходов нет».
        Кудрин лучше других знал, что своими растущими амбициями оборонное ведомство обязано не столько президенту Медведеву, сколько министру Сердюкову, человеку Путина, а значит, ставя под сомнение планы военных расходов, он по существу бросает вызов не президенту, а главе Правительства.
        Эмоциональный срыв бессменного главы финансового ведомства многие наблюдатели склонны объяснять также тем, что еще недавно в экспертном сообществе бытовало мнение, будто в новой конфигурации политического руководства весной 2012 года именно он возглавит российское правительство. Якобы, когда Кудрин в начале этого года собирался уйти в отставку (косвенным признаком чего стали циркулировавшие слухи о его возможном переходе в руководство «Правого дела»), его отговорил Путин, лично пообещав ему пост премьер-министра, рассказывают источники, близкие к Кремлю и Правительству. Впрочем, другие, не менее осведомленные источники утверждают, что аналогичные гарантии Кудрин имел от Медведева в случае реализации сценария «второго срока». Казалось бы, Алексей Кудрин имел шансы выиграть при любом возможном сценарии развития событий в 2012 году... кроме того единственного – того, что был анонсирован в субботу 24 сентября на съезде «Единой России».
       Представляется маловероятным, что закаленный в аппаратных интригах чиновник, 11 лет возглавлявший финансово-экономический блок правительства, мог поддаться нахлынувшим эмоциям и публично сжечь все мосты. Подобный демарш выглядел вполне предсказуемым со стороны Михаила Прохорова, не имеющего ни малейшего опыта участия в большой политике, но не со стороны одной из ключевых фигур всей конструкции исполнительной власти страны. Тем более что в биографии Алексея Кудрина уже имели место подобные, достаточно унизительные для него прецеденты. Кудрин реально претендовал на пост председателя правительства в 2004 году, когда стало ясно, что Михаил Касьянов находится на этой должности последние недели. Однако Путин предпочел малоизвестного Михаила Фрадкова, кандидатуру которого продвигали «силовики», – и Кудрин дисциплинированно остался в составе кабинета министров.
       Если называть вещи своими именами, Алексей Кудрин своим демаршем пытался во многом поставить под сомнение результаты субботнего съезда «Единой России», сыграть на раскол тандема в тот момент, когда даже самые упертые «тандемоколы» окончательно признали свое поражение. Что же могло подвигнуть ближайшего сподвижника Владимира Путина, плоть от плоти питерской команды на столь радикальный и, казалось бы, абсолютно нелогичный шаг?
       Очевидно, за долгие годы пребывания в роли бессменного архитектора финансово-экономического курса страны Алексей Кудрин (как в свое время Анатолий Чубайс) успел интегрироваться в систему отношений, обязательств и лояльностей, простирающиеся далеко за рамки его первоначальных связей в рамках «питерской команды». Ультимативное по своему смыслу заявление Кудрина, чья кандидатура в качестве министра финансов согласовывалась с мировой финансовой элитой, к тому же прозвучавшее с берегов Потомака, – это, безусловно, вызов, своеобразная «черная метка». И не столько Медведеву, как можно было бы подумать, сколько правящему тандему в его новом формате, рассчитанном на 2012–2024 годы.
       В таком контексте мессидж Кудрина приобретает ясность и непротиворечивость: «мы, мировая финансово-политическая элита, не хотим, чтобы Вы, Дмитрий Анатольевич, были премьером, а Путин стал президентом. Мы хотели видеть в президентском кресле только Вас и именно Вас. А вы нас обманули. Мы Вам больше не верим».
       В свою очередь, удивившая многих молниеносная реакция Дмитрия Медведева, а еще больше Владимира Путина на подобный ультиматум – ведь Путин, вопреки сложившейся практике, не просто с непривычной легкостью расстался с одним из наиболее близких соратников, но даже не счел нужным дать личную оценку такому политически значимому кадровому решению, – свидетельствует о том, что тандем принял брошенный ему вызов, подтвердив решимость следовать обозначенным курсом.
      Не желая углубляться в конспирологические трактовки конфликта (за очевидной ограниченностью достоверной информации на сей предмет), обратим внимание на то принципиально важное обстоятельство, что сейчас политическое руководство страны оказалось на перепутье. Уход Кудрина может ознаменовать собой переход к качественно новой финансово-экономической политике, где государство берет на себя роль активного стратегического инвестора, локомотива технологической, инфраструктурной и социальной модернизации (и на этот раз не на словах, а на деле), – либо вместо Кудрина будет править некий безликий «коллективный Кудрин», движущийся по инерции, вектор которой задан уходящим главой Минфина. Выбор фигуры, которая заменит Кудрина, будет означать выбор пути. Либо это будет человек, ориентированный на развитие, на реализацию национальной повестки дня, либо это будет очередной безликий «казначей», способный воспринимать окружающую реальность лишь сквозь колонки дебета и кредита, каким и был по существу Алексей Кудрин.
       В ближайшей перспективе в плане экономической политики вероятнее второе. «Коллективный Кудрин», представляющий, условно говоря, действующих заместителей главы Минфина, будет, конечно, более слабым лоббистом, не сможет, например, поставить ограничения на раздувание бюджета перед выборами, но он будет руководствоваться теми же подходами, что и его предшественник. Это на ближайшее время.
       А вот что касается уже поствыборного периода, то здесь в уходе Кудрина хотелось бы видеть некий знак, указывающий на возможность перехода к новому финансово-экономическому курсу, ориентированному на роль государства как субъекта развития и основного инициатора экономического роста.
       Есть ли у Кудрина «политическое будущее»? Алексея Леонидовича принято считать человеком праволиберальных взглядов, а правых партий, реально функционирующих, сегодня в России не существует. Да и «либерализм» Кудрина при ближайшем рассмотрении имеет особый, узко специализированный характер: он не был замечен в приверженности таким ценностям либерализма, как неприкосновенность частной собственности, права и свободы человека, верховенство закона, демократия и политическая конкуренция и т.д. (старожилы припоминают лишь два подобных заявления, которые условно можно определить как политические: в феврале на Красноярском экономическом форуме и в Госдуме в начале апреля). Из всего либерального «символа веры» Кудрин последовательно исповедовал только один догмат: жесткий бюджетный консерватизм.
       При этом Кудрин прекрасно понимал, что с такой, с позволения сказать, «программой» он не имеет никаких политических шансов в общении непосредственно с избирателями. Трезво оценивая свои электоральные перспективы, он отказался в свое время возглавить партию «Правое дело». С учетом сказанного, свое политическое будущее Кудрин имеет основания рассматривать только в статусе назначаемого чиновника, для которого назначившее его лицо выступает в качестве политического громоотвода, принимающего на себя всю ответственность за проводимый своим протеже непопулярный курс. Принимая во внимание, что назначение на те должностные позиции в стране, которые хотя бы теоретически могут представлять интерес для Алексея Леонидовича, в ближайшие 12 лет будет в руках лишь одного человека в стране, становится понятным, что политическое будущее экс-министра финансов если и возможно, то лишь в составе кадрового «резерва верховного главнокомандующего».
       Весьма красноречиво прозвучало заявление пресс-секретаря премьер-министра РФ Дмитрия Пескова, сделанное вскоре после заявления Кудрина в Вашингтоне о том, что тот, без сомнения, продолжит работу в команде Владимира Путина. «Нет сомнений, что Алексей Кудрин останется в команде Путина», – сказал Песков. Можно предположить, что в случае, если Путин станет президентом, Кудрин может занять место помощника президента по экономическим вопросам.
       Ясно также, что в нынешней политической ситуации, по крайней мере до мартовских выборов 2012 года, назначение А.Кудрина на любой сколь-нибудь значимый пост в системе государственной службы невозможно. Со стороны избирательного штаба «Единой России» и возглавившего ее федеральный список Дмитрия Медведева было бы крайне недальновидно упустить возможность капитализировать электорально выигрышное решение об отставке Кудрина, тем более что капитализация обещает быть значительной, учитывая степень народной «любви» к «лучшему министру финансов» по версии «вашингтонского обкома».
        С другой стороны, по традиции любая опала на Руси (настоящая или мнимая) –  кратчайший путь к канонизации. Например, никто и не заметил, как вчерашний куршевельский гуляка Михаил Прохоров превратился почти в икону модного политического тренда, стоило ему встать в позицию гонимого и несправедливо обиженного властью. Действительно, одно дело гонимый, но сумасбродный олигарх, и совсем другое – независимый политик и талантливый бизнесмен. Одно дело обычный бухгалтер, волею случая 11 лет игравший роль «бюджетного цербера», и совсем другое – финансовый Прометей, отвергнутый спаситель Отечества, которому злобный «режим» склевал всю печень. В сегодняшней политической ситуации (впрочем, как и всегда) востребованы гонимые герои, а не могущественные злодеи, для нее важно не столько быть, сколько казаться. Память избирателя коротка, способность критически осмыслить причинно-следственные связи оставляет желать лучшего, а Алексей Леонидович обладает достаточным запасом времени, чтобы дождаться, когда фортуна вновь повернется к нему своей лучшей частью тела. Иногда в политике, как и в мастерстве актера, большой талант заключается в том, чтобы держать паузу.
 
       © 2006-2009 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Просмотров: 786 | Добавил: Прошкин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz